Эксперты детского развития говорят о том, что жизнь вне реальности приводит детей к аутизму. К нему особо привержены дети до двух лет.
Раннее детство – важнейшее время для развития мозга, это время, когда малыши учатся, наблюдая за другими, исследуя окружающие их предметы и свободно играя. Нередко говорится родителям проводить много времени с малышами для их максимального развития.
Появившийся относительно недавно термин “виртуальный аутизм” уже давно замечается в качестве диагноза у современных тоддлеров, такими симптомами как тревожность, позднее развитие речи. Этот феномен назвал доктор Мариус Замфир, клинический психолог из Румынии *виртуальным аутизмом.
“Проводя слишком много времени в виртуальном мире, вы лишаете растущий мозг маленького ребенка важной стимуляции. В результате этого может возникнуть заикание. Кроме того, могут пострадать когнитивные способности, что может привести к психическим проблемам. Подобно тому, как это происходит с нейротипичными детьми, эти проблемы могут нарушить способность ребенка ориентироваться в социальных отношениях”.
В отрыве от мира, в котором они проводили много времени, дети могут не высыпаться, не общаться с людьми, испытывать депрессию и даже ярость. Их отношениям может еще больше навредить агрессивность, которая может стать следствием, а их самооценка может быть низкой.
Во избежании такого вида аутизма врачи рекомендуют уважать основные потребности ребенка в развитии. Дети должны учиться общаться, сопереживать и приобретать важнейшие социальные навыки. Им необходим контакт лицом к лицу с добрыми людьми и постоянная сенсорная стимуляция.
Родители должны продолжать общаться с детьми каждый день, пока они бодрствуют. Младенцы и маленькие дети не должны жить в режиме виртуального времени. Время работы с экраном для детей дошкольного возраста не должно превышать часа каждый день. Маленьких детей не следует приобщать к экранам ради их здоровья и хорошего развития мозга.
Однако исследование не возлагает всю вину в развитии ребенка на родителя, который беспечно относится к развитию ребенка в реальном мире. Тем не менее расстройства аутистического спектра становятся все более распространенными, их диагностируют слишком часто. Симптомы приводят к таким последствиям когда ребенок перестает откликаться на свое имя и произносить слова, начинает избегать зрительного контакта и становится безразличным к окружающему миру. Многие дети отстают в развитии от своего возраста и имеют языковую задержку.
Исследователи Детской больницы Цинциннати в журнале JAMA Pediatrics приводят доказательства того, что у детей младшего возраста, которые проводят за экранами более двух часов в день, меньше белого вещества мозга. Это – те участки, которые, как мы знаем, связаны с языком и грамотностью. И именно они были относительно слабо развиты у детей с большим количеством экранного времени.
Экранные средства массовой информации обладают очень силой привыкания, выдают исследования. Постепенно ребенок уже не может обходиться без них и требует их все больше и больше.
Например, наблюдение за движением мяча на экране не воспринимается ребенком так же, как манипулирование и бросание мяча. Доктор Дуканда говорит: “Мозг маленького ребенка не может развиваться без этого чувства осязания”.
Доктор Эндрю Доан, офтальмолог и нейробиолог создал анимационное видео, чтобы показать, как просмотр экранных медиа может перестроить мозг ребенка.
Чтобы дети могли развиваться здоровыми, доктора Дюканда рекомендует
- Как можно больше разговаривать, играть и читать с ребенком каждый день.
- Предоставлять материалы, игрушки и игры, требующие манипуляций, как пустые пластиковые контейнеры для еды и крышки, стаканчики для складывания, игровое тесто, пальчиковые краски и игровая кухня
- Выходить на улицу хотя бы раз в день и следите за тем, чтобы у ребенка было время поиграть одному и с другими детьми.
- Не пользоваться телефонами, когда находитесь с маленьким ребенком
- Не включать телевизор в присутствии детей младше четырех лет, даже если он включен на заднем плане и ребенок, кажется, не обращает внимания на то, что происходит на экране.
Доктор Хеффлер в своем исследовании отмечает, что признаки, напоминающие аутизм у детей младшего возраста, могут иметь самые разные причины. При появлении симптомов рекомендуется держать ребенка подальше от всех экранов в течение как минимум месяца. Если этого удастся добиться, проблемы у многих детей могут чудесным образом исчезнуть или значительно уменьшиться. И наоборот, если у ребенка полноценная, сбалансированная жизнь с минимальным воздействием экрана, подобные симптомы могут никогда не проявиться.