В Казахстане цены на бензин снова возросли, усиливая тревогу в обществе. Причинами этому одни эксперты видят в структуре ценообразования, другие же ожидают инфляционную волну, а третьи считают, что рост цен — самовольное решение автозаправочных станций. В чем истинная причина удорожания разбирались аналитики FinReview.info.
Бензин на казахстанских автозаправочных станциях продолжает дорожать с марта 2021 года. Например, в городе Нур-Султан в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 180 тенге за литр. При этом резкий скачок произошел за последнюю неделю — стоимость выросла на 3–8 тенге за литр.
Но, прежде чем разбираться в причинах удорожания важно рассмотреть из чего формируется стоимость бензина.
С 2018 года после модернизации нефтеперерабатывающих заводов казахстанские производители стали самостоятельно покрывать внутренний спрос в топливе и даже нарастили экспортные поставки. Теперь НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2032 года. Безусловно это значимое событие для нефтегазового сектора страны, так как импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза.
Логично предположить, что теперь наша страна может самостоятельно регулировать стоимость бензина для внутреннего рынка, обеспечивая население дешевым топливом. Но на самом деле все иначе — несмотря на то, что стоимость нефти за последние три года колебалась в существенных пределах, цена на бензин плавно росла, резко подорожав лишь в октябре 2017 года и апреле 2021 года. Иными словами, цена на бензин не зависит от стоимости нефти, потому что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 20% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долл. США за баррель.
Розничная стоимость бензина формируется из её оптовой цены на НПЗ с учётом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до автозаправочной станции — хранение на нефтебазе, операционные расходы, налоги, банковское обслуживание, НДС, заработные платы, маржа давальца и др. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11%–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин.
Теперь, собственно, перейдем к основным причинам роста цен на бензин:
Во-первых, бензин ― биржевой продукт.
Торги бензином на товарной бирже ETS запущен в рамках развития инфраструктуры централизованной торговли и перехода топливно-энергетического сектора к рыночной экономике. На начальном этапе через биржу будет реализовываться около 10% производимого в стране бензина. В последующем его объем будет увеличен до 15%–20%.
Уже через товарную биржу реализовано 499 тыс. тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. В результате торгов сформированы ценовые индикаторы. Их рост с запуска первых торгов, которые были в марте 2021 года, составил 24%.
Во-вторых, повышение курса доллара сказывается на ценообразовании бензина.
Для модернизации нефтеперерабатывающих заводов были привлечены заемные средства в иностранной валюте. Соответственно если доллар США растет, то их обязательства увеличиваются, а следом растут и цены на бензин.
Согласно данным Бюро национальной статистики инвестиции в основной капитал, направленные на усиление производственных мощностей, на 6,4 млрд тенге состоят из заемных средств. А курс американского доллара с марта месяца вырос с 417 до 429 тенге за единицу.
В-третьих, ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах грозят стране дефицитом бензина.
Ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Только в январе текущего года завод запускали более 20 раз и всякий раз энергии было недостаточно. Как следствие — технологический сбой оборудования, неплановый ремонт, снижение объемов переработки нефти и недовыпуск продукции.
Очевидно, что внеплановое приостановление производства, вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.
Чтобы снизить нагрузку на внутренний топливный рынок плановые капитальные ремонты на Павлодарском и Шымкентском заводах были перенесены на более поздний срок. Тем не менее эти работы будут проведены, а значит риски более масштабной нехватки запасов топлива сохраняются.
В-четвертых, ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение.
Регулирование цен на топливо со стороны государства действовало до 2015 года. Изначально меры административного контроля заключались в прямом определении отпускных цен, но с 2011 года они ограничились определением максимально допустимой стоимости. Эти меры с середины прошлого десятилетия были отменены и рынок перешел в свободное плавание. А значит, конечную стоимость теперь формирует именно объем спроса и предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует реализацию топлива. Но оставляет за собой некоторые ограничительные меры, способные сдержать неконтролируемый рост. К примеру, нефть на НПЗ по-прежнему поставляется по себестоимости, а не по рыночной цене.
Инвестиции — как способ снижения себестоимости бензина
Бензин относится к категории социально значимых товаров, удорожание которого несет мультипликативный эффект в части влияния на цены других товаров и услуг. Иными словами, увеличение стоимости бензина приведет к повышению инфляции и снижению потребительской способности населения, что безусловно негативно скажется на национальной экономике.
Поэтому для государства снижение нагрузки на НПЗ является стратегически важной задачей. В первую очередь речь идет о сокращении закредитованности заводов, которая очевидно отражается в себестоимости топлива, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.
Достичь такого результата возможно за счет привлечения инвестиционных средств, которые позволят отечественным НПЗ не только увеличить капитал, но и нарастить объем производства, благодаря расширению географии сбыта топлива на внешние рынки. Для их притока важна международная финансовая интеграция, которая как раз способствует увеличению движения капитала по сравнению с товарными потоками. Передаточным звеном такой интеграции в Казахстане выступает именно Международный финансовый центр «Астана». Участники финцентра по состоянию на 1 июня 2021 года осуществили инвестиции в 1,6 млрд долл. США в развитие финансовых технологий, строительство, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, туризм. Из них 1,4 млрд долл. США были привлечены в 2020 и 2021 годах. Безусловно эти показатели определяют эффективность МФЦА как платформы для привлечения инвестиций и развития отраслей экономики. И соответственно финцентр становится ключевым финансовым звеном в восстановлении национальной экономики после последствий коронакризиса.