Новостью первым поделился Гани Бейсембаев на своей странице Facebook. Что означает эта позиция для Казахстана?
PISA – это программа по международной оценке учащихся. Она измеряет способность 15-летних подростков использовать свои знания и навыки в области чтения, математики и естественных наук для решения реальных жизненных задач. Результаты минувшего года стали доступны миру сегодня.
Актуальное исследование PISA показало, что в Казахстане знание математики и естествознания учащихся впервые позволило войти в первую пятидесятку в мире. Среди 81 страны Казахстан по математике занял 46-е место (54-е в 2018 году), по чтению – 61-е место (69-е в 2018 году), по естествознанию – 49-е место (69-е в 2018 году).
За последний период (с 2018 по 2022 год) разрыв между самыми высоко балльными учениками и самыми слабыми учениками сократился по математике; увеличился по чтению; и не претерпел значительных изменений по естественным наукам. В математике слабоуспевающие стали сильнее, а среди высоко успевающих результаты существенно не изменились.
Около 2% учащихся в Казахстане показали высокие результаты по математике, то есть достигли уровня 5 или 6 в математическом тесте PISA. В шести азиатских странах доля таких учащихся была самой большой: Сингапур (41 %), Китайский Тайбэй (32 %), Макао (Китай) (29 %), Гонконг (Китай) (27 %), Япония (23 %) и Корея (23 %). На этих уровнях учащиеся могут математически моделировать сложные ситуации, а также выбирать, сравнивать и оценивать подходящие стратегии решения проблем для их разрешения. Только в 16 из 81 страны и экономик, участвующих в PISA 2022, более 10 % учащихся достигли уровня 5 или 6.
Мальчики и девочки показали одинаковые средние результаты по математике, однако в Казахстане девочки превзошли мальчиков по чтению на 27 баллов. В чтении девочки в среднем набрали больше баллов, чем мальчики, во всех странах и экономиках, участвовавших в PISA 2022, за исключением двух.
В период с 2012 по 2022 год успеваемость по математике оставалась стабильной как среди мальчиков, так и среди девочек в Казахстане.
В 2022 году 78% учащихся в Казахстане сообщили, что легко находят друзей в школе. В то же время 18 % сообщили, что чувствуют себя одинокими в школе, а 17 % – аутсайдерами или обделенными вниманием. По сравнению с 2018 годом в Казахстане улучшилось чувство интереса к школе.
Казахстан впервые принял участие в PISA в 2009 году.