Цены на автомобили в Казахстане вызывают боль

0
485
Фото: kapital.kz

Сравниваем цены на автомобили в Казахстане и за рубежом:
В Казахстане за прошлый 2021 год выросли продажи новых автомобилей на 25,9% по сравнению с 2020 годом. Несмотря на вечный кризис 117 590 казахстанцев приобрели новый транспорт. Отечественных автолюбителей не останавливают даже высокие цены местных дилеров. В этом материале мы хотим сравнить зарубежные и отечественные цены на популярные в Казахстане машины.

Согласно данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), лидерами продаж новых автомобилей в 2021 году являются Chevrolet Cobalt, их продали 14 605 ед и Chevrolet Nexia – 10 809 ед. Бронзу получает модель Hyundai Accent – 9 063 ед. На четвертом месте расположилась любимая казахстанцами модель Toyota Camry – 5 599 ед. Закрывает же рейтинг корейская модель Kia Rio их купили 5017 ед.

Выбор казахстанцев же объясняется не какими-то вкусовыми предпочтениями, а ценой. Лидеры продаж, возможно имеют самую низкую цену среди машин зарубежного бренда. При этом цены в Казахстане нельзя назвать самыми низкими в мире. Так, официальный дилер Chevrolet продает указанные выше модели от шести миллионов тенге (стандартной комплектации). В тоже время официальный дилер в Узбекистане продает Chevrolet Cobalt за 125 795 000 сум (это 4 950 000 тенге). Мы видим разницу в один миллион тенге.

Разница конечно существенная, но по сравнению с моделями Toyota не такая огромная. Стоит отметить, что сознательные граждане Казахстана также недоумевают от высоких цен автомобилей в стране. К примеру, пользователь Facebook Рустем Жансеитов опубликовал в группе «Астана, хочу похвалить/пожаловаться» пост, в котором сравнил цены.

«В Грузии цена на новый Прадо от 18.4 млн тенге (124 700 лари). У нас с рук от 30 млн. У салонов еще выше. В цене у грузинов, естественно, сидят доставка, налоги и прибыль продавца. Ну и какого х…. у нас так дорого? Мы что, такие богатые? Вон в Эмиратах цены еще ниже, а зарабатывают там гораздо больше. Где логика? Хватит кормить Россию и домашних хапуг. Задолбали со своим идиотским ЕАЭС», – написал Рустем Жансеитов.

Естественно такая эмоциональность гражданина объяснима. Казахстанским автолюбителям приходиться переплачивать почти в два раза за любимую модель авто. Но такой разрыв в стоимости не везде, к примеру в США Toyota Camry 70 модели стоит лишь на два млн тенге дешевле (в стандартной комплектации). При этом средний доход в США 4600 долларов, а в Казахстане 483 доллара. Ужасающая разница, не правда ли? Поэтому граждане США могут позволить новые автомобили раз в несколько лет, а казахстанцы ездят на автохламе.

Конечно, есть и те страны, где цены равны казахстанским. К примеру, Kia Rio у официальных дилеров в России выставляется на продажу за 1 434 900 рублей (8 600 000 тенге по курсу рубль за 6 тенге). Тогда как в Казахстане стоимость начинается с 8 190 000 тенге. Даже немного дешевле, но это больше связано с укреплением курса рубля.

Вывод из всего этого небольшого анализа простой. Высокие цены и низкие доходы не позволяют казахстанцам обновить автопарк. По официальным данным центра анализа и мониторинга авторынка РК, автопарк страны на начало 2021 года составил 3,76 млн автомобилей. Средний их возраст – 20 лет. С такими ценами и заработной платой тенденция эксплуатации старых авто сохранится на десятилетия.

При этом дилеры отказываются пояснять, почему цены на автомобили так завышены. Даже официальный пресс-секретарь Ассоциации казахстанского автобизнеса отметил, что дилеры в других странах могут указывать совершенно другие цены. Мол, у них на сайтах стоимости занижены. Верить ли ему, решать вам.

Где правду найти неясно. Если же рост стоимости новых импортных автомобилей еще можно как-то «притянуть за уши» за счет НДС, таможенной пошлины и ненавистного для всех казахстанцев утилизационного сбора. То как насчет автомобилей отечественного производства. Согласно статистике той же Ассоциации казахстанского автобизнеса, 2/3 всех проданных новых автомобилей отечественного производства. То есть они продаются без пошлин, утильсбора и других нагрузок, но стоимость почему то выше чем у того же Узбекистана. Еще высокая цена может объясняться дефицитом машин, о котором не раз говорили. Но есть одно но!

«Экспортные поставки казахстанских автомобилей выросли на 49% по итогам 2021 года и составили 12 103 единиц, по сравнению с 2020 годом (8 122 ед.) в Российскую Федерацию, Узбекистан, Беларусь и другие», – сообщили АКАБ.

То есть в Казахстане спрос на машины выше предложения, но при этом мы еще экспортируем. Вот вам и объяснение дороговизны автомобилей. Отечественные производители и дилеры просто хотят больше заработать. А поскольку выбор импортных автомобилей в Казахстане ограничен из-за НДС и утилизационного сбора, то берите машины собственного производства. Да дороже чем в соседних стран, но выбирать то вам не из чего.

Автор: Ернур Тореуов

ЖАУАП ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді енгізіңіз!
Мұнда аты-жөніңізді енгізіңіз