Бывает, что банки переживают кризисные периоды. В Казахстане об этом знают не понаслышке, а по примеру Банка Астаны, БТА Банк и т.д. О том, какие именно банки в Казахстане лидируют и какие отстают по итогам 2023 года позже, сперва объясним про розничный банкинг.
Когда люди думают о банке, они обычно думают о розничном банке. Это – банковские услуги, которые доступны для широкой публики, то есть каждому индивидуальному человеку. В каждом городе страны есть отделения банков. Наиболее распространенно они предлагают открыть расчетные и сберегательные счета, ипотеки, персональные кредиты, кредитные карты и депозитные сертификаты (CD). Если такой банкинг мы назвали розничным, то значит, что есть другой вид услуг? Разумно. Помимо розничных банковских услуг, есть коммерческий банкинг – другое название корпоративного банкинга, который предлагает банковские услуги предприятиям, правительствам и другим учреждениям. В то время как розничные банковские услуги предоставляются частным лицам для личного пользования, коммерческие банковские услуги предоставляются учреждениям для институционального и корпоративного использования.
В Казахстане зарегистрированы 21 банк второго уровня. По итогам первого квартала 2023 года, розничные вклады в казахстанских банках достигли 17,2 трлн тг. Показатель вырос на внушительные 232 млрд тг. Портал Ranking.kz привел интересный доклад по рейтингу банков, в котором Halyk bank на 21-ой строчке, в то время как Otbasy bank оказался первым банком, куда казахстанцы несут свои деньги. Сразу плюс 157,6 млрд тг, до 2,3 трлн тг к началу апреля текущего года. Только за март банк прибавил к портфелю розничных депозитов ещё 69,6 млрд тг.
Тут также объясняется причина такого скачка: Отбасы банк единственный в РК на текущий момент работает по системе жилстройсбережений, предусматривающей накопления на будущее жильё. Kaspi стоит вторым после Отбасы, плюс 120,8 млрд тг, до 3,8 трлн тг.
В тройке лидеров – Банк Фридом Финанс Казахстан — относительный новичок среди крупнейших банков — держателей депозитов населения: плюс 57,3 млрд тг за первый квартал, до 366,6 млрд тг к началу апреля текущего года.
Таких вкладов в банки ранее в Казахстане не было. Это – самые высокие показатели. На сегодняшний день вклады каждого по отдельности человека являются основным источником фондирования банков в РК.
Тренды 2023 в розничном банкинге
Во всем мире розничная банковская отрасль переживает серьезные системные изменения, вызванные развитием технологий, нормативно-правового регулирования, демографии, поведения потребителей и даже криптовалют. Также существует угроза традиционным моделям розничного банковского обслуживания со стороны быстро развивающихся компаний FinTech. Чтобы процветать, банкам необходимо расширить лидерство на рынке в новом цифровом мире.
Одной из самых больших тенденций в розничном банковском обслуживании сегодня является переход к мобильному и онлайн-банкингу. В частности, банки добавляют дополнительные инструменты и функции, такие как возможность накладывать временные удержания на карты, просматривать повторяющиеся платежи или сканировать отпечаток пальца для входа в аккаунт, чтобы удержать существующих клиентов и привлечь новых.
Чтобы знать, с чего начать 2023 год, Digital Banking Report попросил руководителей финансовых учреждений назвать три наиболее важные, по их мнению, тенденции в 2022 году. Оглядываясь назад, респонденты отметили, что четыре тенденции имеют большее значение, чем все остальные: Повышение внимания к цифровой трансформации (48%), упрощение путешествия клиента (44%), улучшение данных и аналитических возможностей (38%) и расширение возможностей цифровых продуктов и платежей (36%).
Другие основные изменения по сравнению с 2021 годом включают:
Расширение возможностей цифровых продуктов и платежей (рост с 26% до 39% в 2023 году)
Использование больших данных, искусственного интеллекта и продвинутой аналитики (Снижение с 43% до 39% в 2023 году)
Совершенствование интегрированной многоканальной доставки (Снижение с 32% до 24% в 2023 году)
Поиск и обучение новых талантов (Увеличение с 12% до 20% в 2023 году)
Инвестиции в инновационные инициативы (Снижение с 28% до 17% в 2023 году)
Низкий рейтинг тестирования и использования облачных вычислений, скорее всего, является результатом того, что многие решения в области облачных вычислений уже внедрены во многих организациях.
Трансформация цифрового банкинга в банковской отрасли потребует модернизации устаревших технологий и переосмысления унаследованных процессов и организационных структур. Сроки и скорость этой трансформации будут отличаться в разных организациях, но необходимость перспективного мышления не подлежит обсуждению, говорит портал.
Но помимо цифрового банкинга, World Retail Banking Report 2022 показывает, что наличие отделения/филиала на 75% повышает доверие клиентов банку. Поэтому имея доступ к банку через телефон, банки не исчезнут физически, а будут стремиться модернизировать свои филиалы. Как это сделал Capital One со своим Banking Cafe, в 2015 году запустив первый, к 2022 году их составило 50. Эти кафе предлагают подключение к вай-фай, прохладительные напитки со скидкой, пространства для работы и консультации по финансовому благополучию.
В то время как многие банки диджитализировали свои услуги, передовые переходят на эко-вопросы банкинга. Как может быть экономическая устойчивость без экологической устойчивости? И пример приведем из реальной жизни: Lloyd Bank, Lex Auto Lease и компания мото-финансирования Англии подписали договор на более чем миллион электронного транспорта.