Мировой авторынок в кризисном пике: глобальные продажи автомобилей остаются в зоне динамики со знаком минус

0
228

Проблемы авторитейла коснулись всех регионов мира, позитивных прогнозов по сектору пока не ожидается

Глобальный автомобильный рынок в текущем году остаётся в пессимистичной зоне. Практически во всём мире наблюдается снижение объёма продаж легковых автомобилей. Так, к примеру, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), продажи легковых автомобилей в Европе по итогам апреля уменьшились на 20,2% за год, составив 830,4 тыс. машин (для сравнения: по итогам апреля 2021 года — более 1 млн автомобилей).

Непосредственно в странах Европейского союза (ЕС) сокращение объёма продаж составило 20,6%. За исключением «коронакризисного» 2020-го это был самый слабый апрельский результат.

Наибольшее уменьшение объёма продаж в секторе среди стран Европы наблюдается в Литве (−34,9%), Италии (−33%), Швейцарии (−29,1%), Дании (−29%), Финляндии (−25,8%) и Австрии (−26,6%).

Как отмечают в АСЕА, отрицательная динамика обусловлена продолжающимися перебоями в поставках новых автомобилей из-за дефицита полупроводников (чипов). Эти перебои усугубляются проблемами с логистикой из-за нового геополитического кризиса, связанного с военными действиями России в Украине. Кроме того, негативно сказалась на ситуации новая вспышка всё ещё не отступившей пандемии COVID-19 в Китае.

В разрезе автомобильных компаний наибольшее сокращение объёма продаж в Европе по итогам апреля текущего года наблюдается у Stellantis: сразу минус 28% за год. Тем временем уменьшение продаж у Volkswagen Group составило 28%, у Jaguar Land Rover Group — 27,7%, у Mazda — 27,4%, у Volvo — 23%, у Mercedes-Benz — 22,6%.

Согласно отчёту Foley Automotive от 18 мая 2022 года, из-за нехватки полупроводников Stellantis и Ford на прошлой неделе временно приостановили производство на заводах в Иллинойсе, Кентукки и Онтарио. Среди моделей, затронутых кризисом, отмечены Jeep Cherokee, Ford Escape, Ford Edge, Lincoln Corsair и Lincoln Nautilus. Кроме того, на прошлой неделе Stellantis временно приостановила производство на своём заводе по производству минивэнов в Виндзоре, Онтарио, из-за неустановленной нехватки деталей.

В свою очередь, в Японии Toyota в мае сократит производство на 12 заводах на срок до 6 дней из-за последствий блокировки COVID-19 в Китае, а глобальные производственные планы были снижены примерно на 50 тыс. автомобилей. Кроме того, в Toyota отметили, что высокие затраты на сырьё и продолжающаяся нехватка полупроводников могут снизить прибыль компании за следующий год примерно на 20%, уточнив, впрочем, что сохраняющаяся экономическая неопределённость затрудняет прогнозирование.

В США объёмы продаж новых легковых автомобилей сократились на 56,3% за год, в Китае — на 43,4%, в Японии — на 14,4%, в Южной Корее — на 11,8%, в Канаде — на 8,4%, в Мексике — на 1%. Автокризис охватил фактически все регионы мира.

Дефицит полупроводников начался ещё в 2020 году, когда из-за пандемии закрывались производства как самих автозаводов, так и заводов по производству комплектующих для авто, в том числе полупроводников. В начале пандемии спрос на автомашины (и в первую очередь сама физическая возможность приобретения) резко упал, а за ним — и объём заказов на чипы. Однако после возобновления автопроизводства заводам по производству микросхем требовалось до шести месяцев и более, чтобы возобновить выпуск определённых типов чипов, в результате чего автопроизводители столкнулись с серьёзными задержками в своей цепочке поставок. Закрытие границ из-за пандемии также негативно сказалось на логистике и транспортировке микросхем.

Впрочем, для дефицита полупроводников достаточно причин и помимо пандемии. Так, около 12% микрочипов в мире производится в США, причём большая их часть поступает из Техаса. Однако в феврале 2021 года на этот штат обрушился один из самых сильных штормов в истории региона, ставший причиной массовых отключений электроэнергии. Заводы по производству микрочипов не были застрахованы от этого, в результате чего некоторые из них понесли серьёзные потери и были закрыты. Последствия катастрофичны: один из производителей, Infineon, рассчитал, что потребуются многие месяцы, чтобы вернуть производство в нормальное русло, поскольку каждый из его чипов, запланированных к выпуску в следующие 12 месяцев, уже зарезервирован.

Кроме того, в марте прошлого года произошёл пожар на заводе Renesas в Японии. В общей сложности 17 единиц аппаратуры фирмы было повреждено, что привело к дальнейшим задержкам.

В сложившихся условиях сложно предсказать, когда мировой авторынок преодолеет накопившиеся и вновь появляющиеся трудности и выйдет из кризисного пике.

ЖАУАП ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді енгізіңіз!
Мұнда аты-жөніңізді енгізіңіз