Зачем бизнесу нужен комплаенс

0
311

Год назад в Казахстане были приняты поправки, предписывающие квазигосударственным компаниям иметь в своей структуре комплаенс-службы, призванные контролировать соблюдение этими компаниями законодательства о противодействии коррупции. Такие же службы могут создавать и частные компании. Разбираемся, что такое комплаенс и зачем он нужен бизнесу.

Что такое комплаенс?

Комплаенс – это система с набором уникальных инструментов и структур, устанавливающая на предприятии этические стандарты соответствия законодательству РК и внутренним корпоративным политикам, рассказывает кандидат юридических наук, директор по правовым вопросам и комплаенс ТОО «Сименс Энергетика» Ольга Сафонова.

Система комплаенс, по ее словам, может помочь бизнесу противостоять проявлениям коррупции в обществе, так как она призвана обеспечить максимальную прозрачность.

«Необходимо особо подчеркнуть, что именно прозрачность, открытость и доступность всех процессов — главный враг взяточников и прочих нарушителей, которые хотели бы злоупотребить своими служебными полномочиями. Ведь злоупотребление возможно только в тайне, под прикрытием», – поясняет юрист.

По словам Сафоновой, для бизнеса главное преимущество внедрения системы комплаенс — это создание хорошей репутации и получение доверия своих партнеров, при условии, что предприятие действует открыто и законно, провозглашает свои ценности и миссию.

«Это — тот бесценный капитал, сохранив который предприятие будет расти и развиваться как здоровый организм с выходом на другие цивилизованные рынки, легко устанавливая связи и удерживая ресурс доверия на протяжении всей истории своего развития», – считает эксперт.

В практическом плане внедрение комплаенс приводит к снижению материальных рисков, административных штрафов и совершения правонарушений в целом, а также к предотвращению злоупотреблений и коррупции.

Как применить это на практике

С начала 2000-х годов крупные предприятия стали создавать отделы по учету бизнес-рисков в своих структурах. Комплаенс- риски в данном вопросе занимают не последнее место, так как материальный ущерб в виде штрафов и урон деловой репутации предприятия, популярного бренда может привести к полному краху и потере бизнеса, рассказывает Сафонова.

«Достаточно привести пример по антимонопольным нарушениям, по которым административные штрафы являются оборотными, то есть взыскивается процент от прибыли компании за период незаконной деятельности. А законодательство в сфере защиты конкуренции настолько стремительно меняется в настоящее время, что ничего не подозревающий предприниматель, написавший отказ на запрос покупателя или допустивший недобросовестную рекламу своего товара, может понести серьезную ответственность перед государством», – отмечает директор по правовым вопросам и комплаенс ТОО «Сименс Энергетика».

Предотвращение любых злоупотреблений полномочиями сотрудников, недопущение конфликта интересов, обеспечение горячей линии, налоговый и таможенный аудит — это неполный перечень тех вопросов, которыми уже сегодня озадачен любой прогрессивный владелец бизнеса, чтобы уберечь себя от уголовной и административной ответственности.

«Поэтому могу сказать коротко, что компании, не учитывающие комплаенс риски в своей деятельности в современное время, не могут рассчитывать на долговременное стабильное существование и уверенный рост», – подчеркнула Ольга Сафонова.

Что будет дальше

В октябре 2020 года в Казахстане были приняты поправки в Закон РК «О противодействии коррупции», согласно которым частные предприятия вправе создавать комплаенс-службы. По мнению Ольги Сафоновой, это — революционный шаг, который приведет казахстанское общество к изучению системы комплаенс и внедрению ее главных принципов не только в квазигосударственном секторе, но и частном бизнесе.

«В последние годы интерес к системе комплаенс возрос в связи с выходом частных компаний на зарубежное IPO, где обязательным требованием листинга является наличие системы комплаенс на предприятии. Я думаю, что интерес к международной практике бизнеса у нас будет только возрастать, и частные предприятия также начнут работу по внедрению системы комплаенс в своих бизнесах», – уверена Сафонова.

Для того, чтобы функция комплаенс-контроля эффективно реализовывалась на практике и комплаенс мог защитить частный сектор от проявлений коррупции, важно, чтобы принципы противодействия коррупции, зафиксированные в документах компании, не носили формальный характер, а строго соблюдались всеми работниками и, в особенности, руководством, считает старший юрист юридической фирмы AEQUITAS Екатерина Хамидуллина.

«На мой взгляд, это выполнимо. В Казахстане успешно действуют компании, в которых большое внимание уделяется противодействию коррупции», – добавила она.

В Казахстане о комплаенсе активно заговорили в последние несколько лет, в то время как за рубежом этому вопросу уделяют особое внимание с 70-х годов XX века, подчеркивает юрист. Так, в 1977 году был принят закон США о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (FCPA). В 2010 году был принят закон Великобритании о взяточничестве (Anti-bribery Act). Основная цель законов – борьба с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении деятельности за рубежом. Оба закона имеют экстерриториальное действие, то есть их юрисдикция распространяется за пределы территории США и Великобритании.

В связи с этим иностранные компании, работающие в нашей стране, стремятся включать во внутренние документы своих казахстанских подразделений, а также в соглашения последних с контрагентами специальные положения, обязывающие соблюдение FCPA и Anti-bribery Act в дополнение к соблюдению требований законодательства Республики Казахстан, рассказывает Екатерина Хамидуллина.

«В казахстанских подразделениях крупных иностранных компаний, как правило, принят целый ряд различных внутренних актов по противодействию коррупции в рамках участия в закупках, взаимодействия с публичными должностными лицами, осуществления спонсорства, принятия и дарения подарков, предоставления грантов и пожертвований. Таким, образом отдельные компании уже используют свое право по созданию антикоррупционных комплаенс-служб, предусмотренное законом», – указывает эксперт.  

Эти инициативы отдельных казахстанских компаний носят добровольный характер, так как закон на данный момент не требует от частных компаний наличия внутренних документов по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции и назначения комплаенс-офицеров, контролирующих их исполнение.

В связи с этим актуален законопроект, предложенный экспертами Палаты юридических консультантов Kazakhstan Bar Association и Центра исследования правовой политики (LPRC) в рамках Проекта «Реализация системной, структурированной и эффективной политики повышения деловой добропорядочности и развития корпоративного управления в Казахстане в соответствии со стандартами ОЭСР», реализуемого в Казахстане при поддержке компании Siemens.

«Данный законопроект, помимо прочего, предлагает введение антикоррупционных комплаенс-служб в субъектах крупного предпринимательства, а также закрепление в Трудовом кодексе дополнительного основания для увольнения работника по инициативе работодателя за однократное нарушение внутренних актов работодателя, направленных на противодействие коррупции», – пояснила Екатерина Хамидуллина.

Динара Бекмагамбетова

ЖАУАП ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді енгізіңіз!
Мұнда аты-жөніңізді енгізіңіз